?

Log in

No account? Create an account
autrement
О книге Петера Михаэля Хамеля "Через музыку к себе" 
19th-Aug-2008 12:03 pm



Прочитал книгу немецкого музыканта и исследователя Петера Михаэля Хамеля «Через музыку к себе: как мы познаем и воспринимаем музыку» (Москва, Издательский дом «Классика XXI», 2007). В нашей стране имя этого автора почти неизвестно*. Композиторское творчество Хамеля разнообразно: оно включает в себя эксперименты в области арт- и краут-рока (работы с ансамблем импровизационной музыки Between и с краут-роковой группой Agitation Free), симфонии, музыкально-сценические произведения, пьесы для музыкотерапии**.
Свой путь в качестве исследователя Хамель начал с изучения традиционной музыки неевропейских культур. Он много путешествовал по странам Ближнего Востока и Северной Африки с целью изучения местных музыкальных традиций. Эксперименты с «восточным» звучанием занимают в творчестве Хамеля важное место. Одновременно Хамель активно изучает теорию и практику западного музыкального авангарда, сотрудничает с Йозефом Антоном Ридлем и Люком Феррари. В ходе художественных экспериментов зарождается новый и необычный подход к сложнейшим проблемам философии и психологии музыки, получивший дальнейшее развитие в книге «Через музыку к себе» (первое немецкое издание вышло в 1976 году).
Через всю книгу Хамеля красной нитью проходит следующая мысль: в авангардистской музыке ХХ века используются иные, нежели чем в классической музыке, средства психологического воздействия на слушателя. Классическая западная музыкальная культура, считает Хамель, начинается с Нового времени, когда происходит фундаментальный мировоззренческий переворот во всех областях культуры***. Одновременно с формированием представлений о пространстве и времени в механике, появлением законов перспективы в живописи в музыке возникает многоголосие. «Многоголосная композиция, - пишет Хамель – требует структурности, упорядоченной системы мер и нотной записи». (С. 19). Главной чертой западной музыкальной культуры является, если так можно выразиться, установка на событийность: музыкальное произведение обладает особой ценностью, если оно включает в себя как можно больше разнообразных событий. Внимание слушателя ориентировано вовне, т.е. на разворачивающийся перед ним сюжет музыкального произведения. Можно сказать, что западная музыкальная культура имеет экстравертный (в смысле К. Г. Юнга) характер.
Восточная музыкальная культура продолжает «пребывать в мифологическом одноголосии». Монотонность и репетитивность восточной музыки настраивают на медитативный лад, позволяют слушателю обратить вектор внимания внутрь себя. В этом смысле можно говорить о том, что музыкальная культура Востока имеет экстровертный характер. В главах, посвященных музыкальной культуре Китая, Индии, Тибета, Хамель подробно анализирует способы и средства трансформации настроения слушателя.
Одной из интереснейших тенденции музыки ХХ века является активное обращение европейских и американских композиторов к музыкальному наследию неевропейских культур. Многие традиции экзотических народов оказались неожиданно близкими и созвучными поискам композиторов-авангардистов.
На материале анализа творчества самых разнообразных композиторов и исполнителей (К. Штокхаузен, С. Райх, Т. Райли, Дж. Колтрейн и др.) Хамель рассказывает о становлении медитативной традиции в западной музыке. В качестве примеров Хамель нередко приводит и свои собственные сочинения (в книге можно найти нотные фрагменты с подробными комментариями. Особый интерес представляют глава, посвященные описанию экспериментов автора в области музыкотерапии.
Чтение книги Хамеля, написанной в 70-х годах ХХ века, сейчас производит весьма интересное впечатление. С одной стороны, многие утверждения автора сейчас кажутся несколько наивными. Хамель легко и охотно отходит от канонов научного стиля. Некоторые главы его книги по языку и стилю скорее похожи на художественный манифест, чем на научный труд. На эмоции и интуицию он порой опирается чаще, чем на факты, намеренно отказывается от обращения к традиционным теоретическим и методологическим подходам. Впрочем, именно благодаря упорному нежеланию идти на поводу устоявшихся мнений и интерпретаций Хамелю удается дать многим вопросам совершенно неожиданное и оригинальное освещение (см. например, его размышления о рок-музыке и о психоделических традициях в роке). Следует также признать, что в своей книге Хамель предугадал многие тенденции развития экспериментально-электронной сцены. И то, что многие высказанные им идеи живут и развиваются в творчестве самых разнообразных композиторов и исполнителей****, является лучшим подтверждением оригинальности и актуальности его размышлений.

*Имя Хамеля упоминается в книге Т. В. Чередниченко с зубодробительным названием «Кризис общества – кризис искусства: музыкальный авангард и поп-музыка в системе буржуазной идеологии». Автор пишет о нем в насмешливо-пренебрежительном стиле и приводит несколько вырванных из контекста цитат, не дающих ровным счетом никакого представления о творчестве музыканта.
**Обращаюсь к своим читателям: может быть, у кого-нибудь есть записи произведения Хамеля? Если кто-нибудь выложит – буду очень благодарен.
*** В одной из своих работ я высказываю похожие мысли: http://klodonis.livejournal.com/23760.html. Тогда, два с лишним года назад, о книге Хамеля я ничего не знал. Parfois les esprits se rencontrent! :)
****Например, в своей композиции In C Acid Mothers Temple явно идут по стопам исполненной Agitation Free (с Хамелем в качестве приглашенного клавишника) версии одноименной композиции американского композитора-минималиста Терри Райли
Comments 
19th-Aug-2008 04:19 am (UTC)
очень интересно
хотел вас попросить — если вы найдете записи Хамеля, вывесить информацию о них в вашем ЖЖ
если мне удастся найти — обязательно сообщу
19th-Aug-2008 06:33 am (UTC)
Хорошо. Если найду где-нибудь - обязательно сообщу
19th-Aug-2008 10:20 am (UTC)
Здесь альбом - Voice Of Silence (1973)
http://rs81.rapidshare.com/files/25611461/Voice_of_Silence.zip


Здесь ссылки на Between - 1971 - Einstieg

Part 1 : www.sendspace.com/file/0ylua5
Part 2 : www.sendspace.com/file/2mygx8
19th-Aug-2008 10:27 am (UTC)
Спасибо огромное!
(Deleted comment)
20th-Aug-2008 03:51 pm (UTC)
Вывод заключается в том, что в авангарде ХХ века эти две тенденции встречаются... и в том, что перспективы музыкального искусства заключаются в дальнейшем сближении восточных и западных традиций.
(Deleted comment)
29th-Nov-2008 11:25 pm (UTC)
книгу прочесть стоит... Хамель, безусловно, высказывает интересные мысли.
хотя, конечно, нужно учитывать, что многие факты рассматриваются автором очень уж однобоко. И что очень многие положения приводятся им без должной аргументации. Слишком часто автор ударяется в эзотерику какую-то; много домыслов, совершенно ничем не подкрепленных.
4th-May-2009 09:30 am (UTC)
Помнится купил я две кассеты: музыку австралийских аборигенов и один из альбомов throbbing gristle. Так первое время я бы не взялся на слух отличать кто из где. Правда, означенный коллектив не дураки были (и есть) этническую музыку послушать, так что сходство может быть и намеренным.
13th-Mar-2012 07:54 pm (UTC)
О как) Собирался уж несколько лет рецензию написать, а уже написано))
Иба ваистену: Parfois les esprits se rencontrent!

Книжка, по-моему, кладезь гиперссылок, тщательно систематизированной автором информации по целому ряду аспектов, которые напрочь выпадают из системы "традиционного" музыкального образования в России.
This page was loaded Nov 21st 2019, 1:54 am GMT.